44 карты

Ежегодный перформанс долготерпения с меняющимся названием. 18+

В рамках выставки «Приключения одного тела».
11 АПРЕЛЯ 2021
17:00 – 21:00 (МСК)
300
о ПЕРФОРМАНСЕ
Начиная с самых ранних своих опытов в перформансе, Павлов-Андреевич занимается измерением расстояния, отделяющего произведение искусства в live art (в случае Фёдора — его собственное тело) от зрителя. Первый опыт такого рода случился в биографии художника в Манчестере, в Великобритании, в 2009 году, где Павлов-Андреевич провел 105 часов, не закрывая рта (21 день по 5 часов в день) - это была работа «Храм моего рта» (выставка перформанса «Марина Абрамович представляет» в музее Whitworth Gallery под эгидой Манчестерского международного фестиваля; кураторы Ханс-Ульрих Обрист и Мария Болшоу).
С тех самых пор Павлов-Андреевич продолжает свои изыскания на эту тему, пытаясь, насколько возможно, сократить расстояние, разделяющее зрителя и объект в перформансе, и сформулировать отношения, связывающие наблюдателя с наблюдаемым. Ровно эти цели преследует серия живых работ, начатая художником в городе Порту Алегре в Бразилии в 2018 году («42 карты») и задуманная как цикл ежегодных перформансов, названия которых отражают количество карт с заданиями, предлагаемых зрителю, а соответственно — и текущий физический возраст художника. В рамках этого перформанса тело художника становится общественно доступным инструментом, играющим с энергией всякого вовлеченного в перформанс человека, с его намерениями и их интенсивностью. Это тело умеет впитывать печаль и желание, мысли и инстинкты. Оно открыто ко всему, что принесет с собой зритель.

«44 карты» — ежегодный перформанс долготерпения (в этот раз длящийся четыре часа, чтоб получились три четверки - возраст художника и часы работы произведения). Каждый участвующий зритель должен вымыть руки (для этого в зале установлен старорежимный советский рукомойник, с прилагающимися хозяйственным мылом и вафельным полотенцем, напоминающими о советском происхождении художника), затем взять одну из 44 карточек с заданием, объясняющим зрителю, как следует взаимодействовать с телом: от недвусмысленного «Дайте мне пощечину» до более абстрактного «Пожалуйста, сделайте мне что-нибудь хорошее». Ожидая своей очереди к телу, зрителю полагается скрестить руки на груди и наблюдать за тем, как его/ее предшественники справляются каждый со своей миссией.

Наследуя истории перформанса, легендам вроде Марины Абрамович или Йоко Оно или таким современникам художника, как Закари Дракер (Zackary Drucker), тело Федора возлежит на специальном постаменте, в свою очередь стоящем на театральной сцене, напоминая о ритуале прощания с умершим. Осуществив задание, назначенное в доставшейся зрителю карточке, участник перформанса вправе выбрать один из трех вариантов: хочет ли он/она отправиться в зрительный зал, чтоб наблюдать за происходящим оттуда, остаться сидеть на сцене с тем же намерением или вовсе покинуть зал.

За эти четыре часа перформанса тело художника способно выдержать вплоть до 500 посетителей. На протяжении всего перформанса это тело лишено индивидуальной воли, характера или самостоятельности, оно отдано на откуп музейному посетителю, провозглашая, по Шкловскому, торжество остранения.
Его искусство способно удивлять нас бесконечным количеством новых возможностей взгляда на мир, в котором мы живём
Марина Абрамович
Автор
Фёдор Павлов-Андреевич